Психология человека до сих пор так до конца не изучена, а поэтому представляет большую загадку. Однако ученые не оставляют попытки докопаться до сути. В этой статье опишем некоторые интересные феномены человеческой психологии. Возможно, это поможет избежать многих ошибок и в своем поведении.
1. Один из психологических феноменов составляет эффект Прэтфелла. Его суть в том, что окружающие люди будут любить и ценить вас больше, если видят ваши недостатки, а не достоинства. То есть наше несовершенство помогает добиться расположения других, вызвать сочувствие и желание помочь. Поэтому психологи советуют не выпячивать свои достоинства, тщательно скрывая недостатки. Покажите свою слабость, и люди к вам потянутся.
Этот эффект с успехом используют «продвинутые» бизнесмены. Не старайтесь казаться Богом, совершенным во всем и чересчур уверенным в себе. Показывайте волнение, шутите невпопад, и шанс понравиться потенциальному партнеру или инвестору станет гораздо выше.
2. Эффект Пигмалиона. Психологический аспект этого феномена заключается в том, что, чем большего от человека ожидают, тем результативнее его деятельность. Данный факт подтвержден и опытным путем. Американские психологи провели эксперимент в учебных заведениях. Всем ученикам были предложены тесты для определения IQ. Однако результаты были подменены ложными. Отличники по ним показали весьма посредственные результаты, а вот «середнячкам» присвоили самый высокий уровень. Дальнейший эффект превзошел все ожидания. Тем ученикам, которые якобы обладают довольно высоким уровнем умственного развития, захотелось оправдать свои результаты, они стали лучше учиться, повысился уровень мотивации.
Причем сей эффект применим не только в учебе. Как заключил известный психолог Роберт Розенталь – наши ожидания создают нашу реальность. Поэтому не бойтесь ставить перед собой трудные цели, переоценивайте свои способности и обязательно добьетесь отличного результата.
3. Психологи выделяют еще один интересный феномен человеческой психологии - парадокс выбора. Оказывается, чем из больше у нас вариантом для выбора в той или иной ситуации, тем больше вероятность того, что своим выбором мы в дальнейшем будем не удовлетворены.
Казалось бы, лучше ходить за покупками в большой супермаркет, а не в маленький магазинчик. Можно выбрать получше да подешевле. Однако и здесь психологический эксперимент показал обратный результат. Когда двум группам испытуемых предлагают сделать выбор из меньшего и из большего количества товаров, то процент недовольных свои выбором оказывается именно в группе с большим ассортиментом.
4. Психологи, изучающие особенности людей, проживающих в больших городах, выявили еще один любопытный эффект – эффект свидетеля. Этим феноменом они объясняют тот странный факт, что чем больше вокруг людей, тем меньше вероятность, что кто-то из них обратит внимание на просьбы о помощи.
Особенность горожанина, жителя огромного мегаполиса, заключается в том, что если вокруг много людей и кто-то просит помочь, то человек практически на автомате игнорирует просьбу. Вокруг ведь столько людей, обязательно поможет кто-то другой. Так думает каждый из толпы, и в итоге желающих помочь так и не находится. Поэтому если вам вдруг понадобится помощь на улице, то обращайтесь не к толпе, а к конкретному человеку.
5. Ученые из Корнельского университета выявили еще один психологический феномен - Spotlight Effect. В суете повседневной жизни все больше людей, которые мало что замечают вокруг себя, так как погружены в собственные размышления. Человек, погруженный в собственные мысли, идет по привычному маршруту на работу, но абсолютно не замечает других людей, деталей интерьера, он даже не вспомнит того, на какого цвета автобусе он ехал.
Вы каждый день тщательно подбираете одежду для офиса, гоняетесь за приобретением последней модели ультрамодного гаджета, но поверьте, все ваши усилия бесполезны, потому что большинство ваших коллег даже не заметят, во что вы одеты и какой у вас телефон.
6. И еще один психологический эффект фокусировки. Данным феноменом человеческой психологии очень успешно пользуются маркетологи. Любая реклама убеждает нас в том, что без того или иного товара мы не будет счастливыми и успешными. И чем больше человек начинает над этим размышлять, тем более он убеждается в необходимости рекламируемой вещи. Все дело в том, что наша психика способна значительно переоценивать значимость вещи, явления, ситуации. Вы думаете, что станете счастливее, если бы у вас был дом на берегу моря и вы имели возможность круглый год греться под солнечными лучами? Отнюдь. Исследования показывают, что жители солнечной Калифорнии, например, ничуть не больше ощущают себя счастливыми и довольными, чем жители Нью-Йорка.
Для того, чтобы не поддаваться данному эффекту, учитесь относится проще к окружающим вещам и ситуациям. Думайте о том, будет ли это важно для вас через неделю, через год, через несколько лет. Затрудняетесь ответить? Все дело в том, что строить долговременные прогнозы – дело неблагодарное и бесполезное. И не стоит расстраиваться, что многое задуманное не сбывается. Относитесь ко всему происходящему проще и с юмором.